В Музее детского движения, вы узнаете, как возникла традиция готовить вареники с сюрпризом.
Если гоголевскому Пацюку вареники, обваленные в сметане, сами прыгали в рот, то всем остальным, к сожалению, повезло меньше. Впрочем, на Дону вареники любят так же сильно, как этот пузатый литературный герой.
Традиция гадать на варениках на Старый Новый год до сих пор жива у нас в регионе. На севере страны, востоке и в центре такого обычая нет и не было.
Откуда же это появилось в наших краях?
С уверенностью можно сказать, что уже в XIX веке традиция гадать на варениках существовала в этих местах.
Поскольку до 7 января православные люди постились, то на Святки объедались как следует. Каждая хозяйка старалась перещеголять соседку и составляла праздничное меню заранее. И в Сочельник казачьи хутора, сёла и станицы укутывал дымок с ароматом сдобы, томившейся в печи, узвара — компота из сухофруктов, кутьи и вареников, которые лепили загодя. С первой звездой по дворам начинали щедровать дети: «Щедрик-ведрик, дайте вареник. Грудочку кашки, кильце ковбаски...» Всех угощали досыта, не жалея подарков, так как считалось, что таким образом задабривали саму судьбу. Ведь время считалось непростым.
Якобы в эти дни творился настоящий разгул нечистой силы. Люди верили, что Бог, празднуя рождение сына, позволял даже бесам разделить с ним этот праздник и разрешал им погулять на земле. Те, конечно, время даром не теряли. Ведьмы на пару с чертями крали с неба месяц и звёзды, и вообще всячески пакостили людям. Но, в то же время, могли подсобить и в таком нечистом деле, как гадание, и приоткрыть завесу будущего на год. Страх у крещёных и суеверных казаков уступал место любопытству и желанию узнать, что же случится в ближайшие месяцы. Отсюда и ряд гаданий, в том числе и на варениках, которые лепили специально для этого дела с сюрпризами и отваривали на ужин с 13-го на 14 января.
Это сегодня мастерицы лепят привычные нам вареники с картофелем и творогом. А в прошлом казачки на Старый Новый год обходились ленивыми варениками — когда и тесто, и начинка вперемешку, мол, всё равно в брюхе всё смешается. Для гаданий подмешивали всяко-разно, причём не боялись и тех специй, что сулят неприятности.
Наоборот, считали, что тем самым подстилают соломку, а тот, кому достанется, например, пересоленный вареник, будет весь год более осторожным и внимательным. Поэтому соль клали как предостережение — к слезам, перец — к горю горькому, а муку — к тяжким мукам. Но были и счастливые начинки! Сахар — к сладкой жизни, горох — к пополнению в семействе, овечья шерсть — к богатству, а капуста попалась — жена мужу досталась! Сегодня же в начинку чего только не кладут! И пуговицы — к обновке, и макароны — к поездке за границу, и даже кофе присыпают — якобы к бурной светской жизни, а проще говоря, к тусовкам.
Вареники казаки переняли во время ответных набегов к басурманам, правда, в турецкой кухне это блюдо называлось «Дюш вара». Как бы там ни было, главное, что они так полюбились и прижились в здешних краях, что любовь эта сильна до сих пор. Что уж говорить, про неё даже слагают анекдоты, уместные, кстати, к праздничному новогоднему застолью, когда хозяйка за столом приговаривает: «Ешьте, кума, вареники, не стесняйтесь!» Та кивает: «Спасибо, голубушка, дюже вкусные, но я уже пять съела». И слышит в ответ: «Не пять, а все восемь! Да кто там их считает? Бери ещё!»