Тема: "Репетиции. Артикуляционная гимнастика. Дикционные упражнения."
Цель: Развитие речевого аппарата
Группы: №1,№2, №3, №4, №6, №7- 06.04.,11.04.,13.04.,15.04.2020
Так репетиции, на данный момент, невозможны , займемся речевым аппаратом.
Артикуляционная гимнастика различается по видам:
1.Гимнастика для щёк
- Втягивание и раздувание щёк поочерёдно
- Перегонка воздуха из одной щеки сначала в другую щёку, затем под нижнюю губу, затем под верхнюю губу
- Напряжение щёк и губ с попыткой выталкивания из ротовой полости воздуха
- Втягивание щёк и одновременное смыкание и размыкание губ
2.Гимнастика нижней челюсти
- Упор кулаками в нижнюю челюсть и давление челюстью на кулаки
- Различные движения нижней челюстью: вверх-вниз, назад-вперёд, круговые
3.Гимнастика мягкого нёба
- Зевание с открытым ртом
- Движения языком, собранным в «лопатку» до мягкого нёба и возвращение к альвеолам – основанию верхних нижних зубов
- Произношение гласных звуков с позёвываниями
- Имитация полоскания горла
4.Гимнастика губ
- Напряжённая улыбка с сомкнутыми зубами и вытягивание губ трубочкой
- Различные движения губ с сомкнутыми зубами: вверх-вниз, влево-вправо, круговые
- Пожёвывание губ
- Натягивание губ на зубы и последующая улыбка со скольжением губ по зубам
- Подтягивание верхней губы с обнажением верхних зубов, затем нижней губы с обнажением нижних зубов
- Фырканье
6.Гимнастика языка
- Вращение языком по кругу в пространстве между губами и зубами и задержка языка под правой и под левой щёками поочерёдно
- Пожёвывание языка
- Похлопывание языка губами
- Вытягивание языка вперёд «иголочкой»
- Попытки достать языком до подбородка и до носа
- Складывание языка «трубочкой», движение «трубочкой» вперёд-назад и выдувание в неё воздуха
- Переворачивание языка на разные бока
- Удерживание языка у верхнего нёба
После того как артикуляционная гимнастика окончена и вы убедились, что все части речевого аппарата разработаны, можно переходить к основным упражнениям на улучшение артикуляции.
Для тренировки артикуляции и поднятия настроения мы предлагаем вам пройти небольшой тест:
- Попробуйте, не используя рук и с закрытым ртом, вывернуть наизнанку нижнюю губу
- Попробуйте сделать то же самое, но уже с открытым ртом
- Повторите пункт №2 у зеркала
Упражнения для развития дикции
1. Артикуляция звуков «Ш - Ж»
- Шар - жар, ваш - важный, шутка - жутко, ширь - жир, жить - шить.
- Жужжит жужелица, жужжит, кружится. Вожжи из кожи в хомут вхожи.
2. Артикуляция звуков «К - Г, X»
- Качели - газели, кол - гол, кость - гость, код - год, кнут - гнут, клуб - глуп, Кеша - Геша.
- Идет с козой косой козел. Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: грабь граблями гравий, краб!
3. Отработка звука «Ц»
- Цапля - сабля, цок - сок, цель - сель, цвет - свет, цирк - сыр, улица - лиса.
- Молодец против овец, а против молодца сам овца. Цапля чахла, цапля сохла.
4. Произнесите сначала медленно, затем быстрее:
Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, кждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.
5. Произнесите сначала медленно, затем быстрее:
Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть. |