муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
р. п. Усть-Донецкий Ростовской области
Категории раздела
общие сведения [10]
родителям [12]
деятельность [2100]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2021 » Ноябрь » 9 » Объединение "Потомки" 3.2., 09.11.2021
16:58
Объединение "Потомки" 3.2., 09.11.2021

Тема: Краеведческая работа школьного музея

Цель: расширение кругозора, применение краеведческих знаний, умений и навыков в практической деятельности

Группа 3.2 (2 ч) 3-й год обучения-09.11.2021, 16.11.2021

17.40-19.10

Особенность школьного музея заключается в том, что он как никто другой может стать центром организации краеведческой работы среди учащихся. Музей детского движения, как социальный институт, своим главным предназначением обучать и воспитывать располагает к тому, чтобы различные формирования музейного типа (краеведческие уголки, залы, выставки и музеи) по-своему могли бы оживить учебный процесс, приобщить детей к истории малой родины, а значит, и Отечества, привить навыки исследовательской работы.

Следует выделить три главных направления краеведческой работы школы: семья, школа, родной край. На прошлом занятии мы разобрали тему семьи, а сегодня у нас тема родного края.

Родной край                                                           

Разрабатывая план собирательской деятельности по истории родного края, не следует стремиться к «всеядности».

Необходимо разработать реальную концепцию музея на ближайшие несколько лет. Желательно, чтобы музей имел комплексный характер (отражал историю, природу и культуру своего края), мог максимально использоваться учителями в учебном и воспитательном процессе, помогал бы ученикам раскрыть свой творческий потенциал во время музейной деятельности.

На первом этапе необходимо выявить круг возможных информаторов. Это можно сделать через учеников, с помощью ярких листовок-воззваний о помощи музею. Через некоторое время появятся первые находки. При этом бывает сложно определить степень их ценности. В связи с этим большое значение имеет

первичная фиксация, правильное описание документа. Не всегда целесообразно вырывать отдельный предмет из чьей-то коллекции, помня о принципе неделимости личных фондов.

При организации краеведческой работы школьного музея следует руководствоваться следующими принципами:

_ комплексный характер исследований;

_ разнообразие исследовательских методов.

Комплексный характер сбора материала (что означает не собирание всего подряд без всякого отбора, а разноплановый характер исследования) и, как следствие, краеведческий профиль музея предполагают его максимально широкое включение в учебный процесс. В этом случае музей не станет инородным телом в организме школы и это будет залогом его долгого существования.

Целесообразно обозначить территориальные границы, в пределах которых

музей намерен проводить исследовательскую и собирательскую работу. Чем

ближе к школе, тем глубже изучение. При этом не следует замыкаться только на

своем, сугубо местном материале, а стараться выходить на более широкий

территориальный фон (город область, Россия в целом). Сопоставление частного и

общего, подача частного на фоне общего — важный момент музейной деятельности. Посильную помощь в сборе материалов могут оказать учителя-

предметники. Географ, например, поможет оформить раздел, связанный с

природой, экономикой края, подберет необходимый иллюстративный материал,

подготовит вместе с детьми схемы и диаграммы.

Главные формы и направления исследований:

_ Экскурсии и прогулки по родному краю. Они пробуждают у ребят интерес к различным уголкам своего района, помогают определить интересную и перспективную для себя тему исследовательской работы на будущее.

Работа в библиотеках, архивах и научных учреждениях. Это создает основательную базу, без которой невозможно грамотно организовать краеведческую деятельность.

_ Опрос населения, анкетирование. В каждой местности найдутся старожилы, местные знатоки истории края, воспоминания которых следует записывать. Если даже они будут противоречить историческим фактам, к ним можно относиться как к «легендам» или свидетельствам того, как событие запечатлелось в памяти людей.

Анкетирование поможет в системе собрать обширные сведения по различным вопросам местной истории, получить своеобразный срез на определенном историческом этапе.

_ Переписка с земляками. Выявление людей, которые жили в этих краях, но уехали. Им приятно будет вспомнить о местах своего детства, поделиться воспоминаниями, а может быть, и интересными предметами.

_ Встречи с интересными людьми. Это поможет расширить круг общения, включить в сферу интересов музея большее число людей, которые постепенно могут стать друзьями музея.

_ Просмотр телепередач, прослушивание радиопередач. Иногда самым неожиданным образом промелькнет интересная информация, рассказанная о вашей местности, например, известным историком. Или молодой поэт прочтет стихи о соседней речке. Так привычные средства массовой информации становятся источниками самых неожиданных сведений.

Основными методами формирования фонда школьного музея являются экспедиционный сбор материала (экспедиции, походы, экскурсии), а также получение даров.

_ Экспедиционный сбор материала. Краеведческие экспедиции проводятся в ходе исследований по конкретной теме. Постановка и очередность тем, выдвигаемых для изучения (в дальнейшем — для комплектования), должна носить плановый характер и диктоваться краеведческими задачами, требованиями экспозиции и

необходимостью создания систематических коллекций. Экспедиции целесообразно согласовывать с государственными музеями, профильными научными учреждениями. Возможно проведение совместных экспедиций в соответствии с разработанной музееведческой методикой, обеспечивающей необходимую научность поиска, отбор материала, его документирование.

Источники комплектования памятников могут быть самыми разнообразными. Прежде всего, это семейные коллекции, о которых говорилось выше. Кроме этого, следует использовать антикварные и букинистические магазины, чердаки, сараи (с разрешения хозяев), пункты вторичного сырья. Поиск может вестись на промышленных предприятиях, в государственных учреждениях, в творческих союзах.

Школьный музей должен органично вписываться в систему проводимых мероприятий, становиться местом осуществления культурно-исторической идентификации, диалога времён, людей и музейных предметов.

Должно быть выстроено образовательное пространство, содержание которого движется по цепочке «музей – школа – музей».

Музеи являются местом, где результат деятельности школьников перестаёт быть чисто учебным результатом, а становится его личным делом.

Практическая работа:  найти и подготовить материал для экскурсии и прогулки по родному краю

Категория: деятельность | Просмотров: 124 | Добавил: cheshir2019 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Ноябрь 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Решаем вместе
    Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
    Copyright MyCorp © 2024
    ZP