4/05/-11/05 2020 Занятия 1 год обучения АСОШ, УБСОш
Тема" Личная гигиена туриста, что такое самоконтроль."," Обувь туриста, подгонка обуви"
Цели:.Фopvиpoвaниe знaний и yмeний o личнoй гигиeнe, знaчeнии вoдных пpoцeдyp и пpoфилakтиke зaбoлeвaний
Личнaя гигиeнa – этo koмплekc гигиeничeckих пpaвил, выпoлнeниe koтopых cпocoбcтвyeт coхpaнeнию и ykpeплeнию здopoвья чeлoвeka.
В пpиpoдных ycлoвиях личнaя гигиeнa пpиoбpeтaeт вaжнoe знaчeниe для oбecпeчeния бeзoпacнocти чeлoвeka.
В пoхoдных ycлoвиях вaжнo пocтoяннo cлeдить зa чиcтoтoй koжи . Нeoбхoдимo нa kaждoм вeчepнeм пpивaлe oбmмывaть тeлo вoдoй c мылoм, чтoбы yдaлить c koжи пoт, koжнoe caлo и гpязь, нakoпившиecя зa вpemя днeвнoгo пepeхoдa.
Пoлeзнo тakжe yтpom, дo зaвтpaka oблитьcя хoлoднoй вoдoй или иckyпaтьcя в чиcтoм вoдoёмe.
Ocoбoe внимaниe в пoхoдe cлeдyeт yдeлять yхoдy зa нoгaми и в пepвyю oчepeдь cлeдить зa их чиcтoтoй. Нoги нyжнo мыть kaждый вeчep пocлe днeвнoгo пepeхoдa. Пpи этoм нyжнo ocмaтpивaть koжy нoг, oбpaбaтывaть имeющиecя нa нeй тpeщины, цapaпины, пoтёpтocти йoдoм или зeлёнkoй.
Чтoбы нe нaтиpaть нoги в пoхoдe, вaжнo cлeдить зa cocтoяниeм oбyви. В пoхoдe жeлaтeльнo пoльзoвaтьcя шepcтяными или хлoпчaтoбyмaжныmи нockaми, koтopыe cлeдyeт cтиpaть kaждый дeнь вeчepoм.
Caпoги и дpyгyю koжaнyю oбyвь cлeдyeт пo mepe нeoбхoдимocти пpocyшивaть и cмaзывaть.
В пoхoдe cлeдyeт peгyляpнo чиcтить зyбы . Ecли зakoнчилcя зaпac зyбнoй пacты, тo чиcтить зyбы мoжнo мылoм, ecли нeт зyбнoй щётkи, тoмoжнo и пaльцeм, пpeдвapитeльнo тщaтeльнo вымыв pykи.
В пoхoдe вaжнo cлeдить зa чиcтoтoй и cocтoяниem вoлoc. Чтoбы пpeдoхpaнить oт излишнeгo coлнeчнoгo oблyчeния, пыли, вeтok, нaceko ых (kлeщeй), нeoбхoди o идти в гoлoвнo yбope.
Вo вpe я akтивнoгo oтдыхa нa пpиpoдe ycтaнoвлeнo, чтo в пeших пyтeшecтвиях чaщe вceгo cтpaдaют нoги - из зa пoтёpтocтeй koжи и paзличных пoвpeждeний гoлeнocтoпнoгo cycтaвa.
Вo вpe я пyтeшecтвий вoзmoжны тpaв мы pyk – ccaдины, pacтяжeния cвязok, yшибы.
Пpи пoдгoтoвke k пoхoдy нyжнo yдeлить внимaниe oдeждe и oбyви.
Oбyвь дoлжнa быть yдoбнoй, плoтнo cидeть нa нoгe, нo нe cжимaть cтoпy.
Пoдбиpaя oбyвь, нeoбхoдимo пpeдycmoтpeть вoйлoчнyю cтeльky и вoзмoжнocть oдeть oднy-двe пapы шepcтяных нockoв.
В пepиoд зaтяжных дoждeй, нa мapшpyтaх c мнoгoчиcлeнными pyчьями и cыpыми мecтaми жeлaтeльнo имeть peзинoвыe caпoги co cтeльkaми.
Oбyвь в пoхoдe дoлжнa eжeднeвнo пpoвeтpивaтьcя и пpи нeoбхoдиmocти пpocyшивaтьcя.
Cyшить oбyвь y kocтpa – pиckoвaннaя зaтeя. Oт пepeгpeвa нa бoтинkaх oбгopaют cmaзka и вepхний cлoй koжи, чтo пpивoдит k их чacтичнoй, a инoгдa k пoлнoй нeпpигoднocти для дaльнeйшeгo нoшeния.
Tpyднee cyшить peзинoвыe caпoги. Пpeждe чem пpиcтyпить k их пpocyшke, вытaщитe из них cтeльkи, пpoтpитe внyтpи дocyхa тpяпkoй и пocтaвьтe k тeплy, нo нe k oтkpытomy oгню.
Пpи cyшke caпoг нa coлнцe нyжнo kak moжнo бoльшe вывepнyть их гoлeнищa и пocтaвить тak, чтoбы coлнeчныe лyчи пpoниkaли вoвнyтpь.
Дaжe пpи нe бoльшom mopoзe moжнo иcпытaть нemaлo нeпpиятнocтeй.
Дocтaтoчнo нemнoгo пocтoять нa mopoзe в пpomokшeй oбyви, чтo бы пpocтyдитьcя. Пpeдoхpaнять бoтинkи oт нamokaния moжнo, cmaзaв их вoдooттaлkивaющeй cmaзkoй.
Typиcты, нaхoдящиecя пoдoлгy нa cнeгy в тeчeниe дня, нaдeвaют нa нoги бaхилы-meшoчkи из глaдkoй пpocтoй тkaни (бpeзeнт, kaпpoн).
Зимoй нyжнo ocoбeннo тщaтeльнo cлeдить зa иcпpaвнocтью oдeжды, coдepжaть ee cyхoй и oбepeгaть oт пpoжигaния.
2 год обучения НКСО, АСОШ
Тема"Опасность бесконтрольного употребления ягод, грибов, трав". Почему турист не имеет права скрывать недомогание"
Цели: Научиться различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы.
Поход, особенно рассчитанный на несколько недель, подразумевает наличие в рюкзаке некоторого запаса продуктов длительного хранения. Консервы, крупы, сухие супы - основной рацион туриста. Восполнить же недостаток необходимых организму веществ, таких как белок и витамин С, можно с помощью сбора грибов и ягод. Отравление происходит изза употребления в пищу представителей мира флоры, «маскирующихся» под съедобные виды.
Чаще всего неопытные туристы употребляют в пищу такие виды ядовитых грибов:
2.04-5.04 2020
Занятия 1 год обучения АСОШ, УБСОШ
Продолжение темы "Компас, его устройство и работа с ним".
Ход занятия
- Любите ли вы путешествовать? Сегодня я вас приглашаю в экспедицию. - А что такое экспедиция? Экспедиция – это поездка группы лиц, отряда с каким-нибудь специальным (исследовательским, военным, просветительским и т.д.) заданием.
Я предлагаю нам отправляемся в исследовательскую экспедицию в Арктику, а где она находится? Арктика — это северная полярная область Земли, примыкающая к Северному полюсу.
Нам надо собраться в дорогу. Давайте составим список того, что нам потребуется для экспедиции? (Еда, вода, одежда, транспорт, ? компас)
Для начала, как вы считаете, какие знания нашей природы потребуются для ориентирования на местности, для того, чтобы не заблудиться и не сбиться с пути?, данные местные ориентиры могут помочь нам найти нужное нам направление, но наиболее эффективны они только днем, когда мы достаточно хорошо можем разглядеть их. А как же нам придется ориентироваться ночью? А ночью дорогу как узнаете вы? (Всегда вам поможет Свет …….. (полярной звезды)
Давайте попробуем с вами найти на представленной фотографии созвездия Малой и Большой медведицы, а также Полярную звезду.
А знаете ли вы, почему Арктика носит именно такое название? Все дело в том, что в переводе с греческого языка «ἄρκτος» означает «медведица», ἀρκτικός — «находящийся под созвездием Большой Медведицы», «северный».
- Какое направление показывает полярная звезда? (Север)
- Итак ребята, отправляясь в экспедицию в Арктику, находящейся на Северном полюсе мы с вами выбрали направление, в котором нам следует двигаться?
- Отлично, давайте скорее же отправимся в нашу экспедицию! Однако, ребята, ближе к северу мы можем столкнуться с тем, что деревьев станет все меньше и меньше, потом они вовсе исчезнут из виду. Когда мы будем плыть с вами на корабле, погода может стать суровой, мы не сможем ориентироваться по звездам. Так как же мы сможем отыскать путь? Давайте просмотрим короткое видео, в котором ребята отправились в путешествие на Северный полюс, оно поможет ответить на ваши вопросы.
Компас – одно из величайших изобретений китайцев. Без этого прибора просто не обойтись летчикам, морякам и путешественникам, хотя в повседневной жизни используется он очень редко. Прежде всего, компас - это устройство, которое помогает ориентироваться на местности, указывает направление движения.
- Компасы делятся на три принципиально различных вида:
1. Электронный компас 2.магнитный компас 3.гирокомпас.
Электронный компас – основан на принципе определения координат за счет спутниковых систем навигации, гирокомпас – более сложное устройство, используют в управлении крупных морских судов и системах навигации. Показания гирокомпаса связаны с направлением на истинный географический Северный полюс
Давайте выясним, как пользоваться компасом, который у вас в руках?
-Положить компас на ладонь. -Освободить стрелку компаса от предохранителя.
-Повернуть корпус компаса так, чтобы конец синей части стрелки совпал с указателем С – север (этот конец может быть в форме стрелы). Принято на схемах отмечать север вверху, Стрелка нашего компаса показывает на север, напротив (внизу на схемах) будет - юг, справа от севера - восток, а слева от севера - запад.
Норд – север, зюйд – юг, вест – запад, ост – восток так называли стороны света голландские мореходы. По сторонам света дают имена ветрам: с какой стороны ветер дует, то имя и носит. В Древней Греции ветры считались богами и назывались так: «Борей» - северный ветер, «Зефир»- западный ветер, «Нот» - южный, «Эвр» - восточный. Свои имена были у ветров на Руси: «Полуденник» - Южный, «Полунощник» - Северный.
Практическая работа.
- Определим, где находится север, юг, запад, восток. Встаем за партами, задвигаем стулья. Кладем компас на ладонь, отпускаем предохранитель, следим за вращением стрелки, держим ладонь с компасом подальше от металлических предметов, стрелка остановилась, повернём корпус так, чтобы совпали обозначение севера и конца стрелки.
- Где север? Показали свободной вытянутой рукой. В это место ставим флажок с указателем «Север» или «Норд».
- Назовите и покажите противоположную сторону северу. (Юг, оборачиваются назад)
Ставим флажок с указателем «ЮГ» или «ЗЮЙД».
- Повернитесь лицом к северу.
- Какая сторона света находится справа? (ВОСТОК или ОСТ) Ставим флажок.
- Какая сторона располагается слева? (ЗАПАД или ВЕСТ) Ставим флажок.
- Часто моряки или пираты произносят такие слова «НОРД-ОСТ» .
- Что оно означает? (Северо-Восток), «Зюйд-Вест» (Юго-Запад).
- 4 основные стороны света и 4 промежуточные. Какие предметы располагаются в комнате по этим сторонам? Поворачиваемся в эти стороны.
3.04.2020 - 20.04.2020
1 год обучения АСОШ, УБСОШ
Темы: Что такое азимут. Упражнения и задачи на масштаб, на превращение числового масштаба в натуральный" " Измерение на карте азимутов и расстояний заданных линий(маршрутов).
Цели: практическое нахождение азимутальных координат
Азимут - это угол, образуемый между направлением на какой-либо предмет местности и направлением на север. по ходу часовой стрелки.Азимуты отсчитываются от 0 до 360° по ходу часовой стрелки.
Так, на рис. 1 азимуты будут:
На лиственное дерево 50°
На фабричную трубу 135°
На указатель дорог 210°
На хвойное дерево 330°
Определение азимута по компасу
Чтобы определить азимут на местности, надо:
стать лицом в направлении предмета, на которыйтребуется определить азимут;
ориентировать компас, то есть подвести его нулевое деление (или букву С) под затемненный конец стрелки компаса;
вращая компасную крышку, направить на предмет визирное приспособление;
против указателя визирного приспособления, обращенного к предмету, прочесть величину азимута.
Чтобы определить на местности заданный азимут, надо :
установить указатель визирного приспособления компаса точкой над делением, соответствующим величине заданного азимута;
повернуть компас так, чтобы указатель визира находился впереди;
- поворачиваться самому вместе с компасом до тех пор, пока нулевая точка не совпадет с северным концом стрелки; направление указателя визира и будет направлением по заданному азимуту.
Совмещение визирной линии с направлением на предмет (цель) достигается многократным переводом взгляда с визирной линии на цель и обратно. Не рекомендуется поднимать компас до уровня глаз, снижается точность измерения. Точность измерения азимутов с помощью компаса Андрианова составляет плюс-минус 2-3°.
Движение по азимуту
Для движения по заданному азимуту надо: изучить на карте местность между исходным и конечным пунктами движения и наметить маршрут, легко распознаваемый по местным предметам;
начертить избранный маршрут на карте и определить азимуты всех звеньев маршрута;
определить на карте длину каждого звена маршрута в шагах (пара шагов в среднем равна 1,5 м);
все данные для движения записать в полевую книжку в виде таблицы или схематичного чертежа
Придя на исходный пункт, следует:
ориентироваться по компасу;
установить указатель подвижного кольца компаса против отсчета, равного величине азимута первого звена маршрута (в нашем примере - 335°);
плавно поворачивать компас до тех пор, пока нулевое деление не совпадет с северным концом стрелки; тогда визирное приспособление будет показывать направление движения по азимуту - 335°;
в этом направлении выбрать какой-нибудь предмет и идти на него. Подойдя к предмету, нужно проверить ориентировку компаса и продолжить путь до первой поворотной точки;
у первой поворотной точки нужно установить по компасу азимут на следующий поворотный пункт и двигаться на него так же, как из исходного пункта.
Определение азимутов на карте транспортиром
Вначале выбранные по маршруту движения ориентиры соединяют прямой линией, но так, чтобы эта линия пересекала хотя бы одну из вертикальных линий километровой сетки. Ни рис. 196 направление "сарай - овраг" пересекло километровую линию, обозначенной цифрой 61, а направление "сарай - мост" пересекло линию под цифрой 60.
Затем измеряют транспортиром угол от северного направления вертикальной линии километровой сетки по ходу часовой стрелки до направления на предмет. При этом транспортир прикладывается к вертикальной линии километровой сетки так, чтобы риска (черточка) на линейке транспортира совпадала с той точкой, где прочерченное направление пересекает вертикальную линию километровой сетки, а крайние деления транспортира (0 и 180) совместились с направлением этой линии.
На рисунке по направлению "сарай - овраг" азимут равен 65 °, по направлению "сарай - мост" 274 ° (180°+94° =274°).
Отклонением магнитной стрелки или поправкой направления называют угол между вертикальной линией километровой сетки и стрелкой компаса (магнитным меридианом). Данные о величине склонения стрелки всегда даются под южной (нижней) стороной рамки карты в виде схемы и текста.
Определение магнитных азимутов
Выполняется в отличие от вышеизложенного на ориентированной карте с учетом магнитного склонения. Магнитное склонение бывает или восточное со знаком "+" или западное со знаком "-". Зная величину и знак отклонения нетрудно совместить направление одной из сторон рамки листа карты (западное или восточное) с направлением истинного меридиана (рис. 197). При совмещенном положении сторон рамки карты с направлением истинного меридиана карта будет ориентирована точно.
Практически это делают так:
установить на одну из боковых сторон карты компас так, чтобы линия север-юг шкалы компаса совпала с направлением этой стороны рамки, а ноль (С) на шкале был направлен к северной стороне рамки карты;
отпустить тормоз стрелки компаса и, когда стрелка успокоится, поворачивать карту до тех пор, пока стрелка не станет своим северным концом против нулевого деления (С) шкалы компаса,
повернуть карту не сдвигая компаса так, чтобы северный конец стрелки встал против деления соответствующего величине и знаку склонения для данного листа карты (на рисунке карта ориентирована при склонении - 10,западное);
ориентированную таким образом карту закрепляют;
соединить прямыми линиями ориентиры: овраг - сарай, сарай - камень;
установить компас на прочерченной прямой между ориентиром так, чтобы линия "север-юг" шкалы совпала с этим направлением, а нулевое деление (С) было направлено в сторону движения;
когда стрелка успокоится, сделать отсчет по шкале против северного конца стрелки; вычесть полученный отсчет из 360°, эта разность и будет магнитный азимут.
Измерение расстояния между ориентирами
Измерение расстояния между ориентирами выполняют так:
определяют длину отрезков на карте циркулем или линейкой;
пользуясь масштабом карты, узнают какому расстоянию соответствуют отрезки на местности;
Например, на карте масштаба 1: 25 000 измеренное расстояние между двумя ориентирами равно 6,4 см. Величина масштаба 250 м в 1 см.
Расстояние будет 250 х 6,4 = 1600 м.
Движение начинают с нахождения нужного азимута направления движения. В направлении движения желательно выбрать и запомнить возможно более удаленный ориентир. В движении ведут отсчет пройденного расстояния (обычно парами шагов).
В случае если ориентир не окажется в данной точке, в точке выхода оставляют знак, или одного-двух бойцов, а ориентир разыскивают в радиусе равном 0,1 расстояния пройденного от предыдущего ориентира.
В движении используют дополнительные ориентиры: линии электропередач, реки, дороги и т.п.
2 год обучения АСОШ, НКСОШ
Темы:"Ориентирование сторон горизонта по солнцу, звездам и местным признакам", "Определение азимута на заданный ориентир"
Цели: нахождение и умение ориентироваться на местности ,определять свое положение по отношению к сторонам горизонта, окружающим местным предметам, найти нужное направление движения и выдержать это направление в пути.
Ориентироваться на местности без карты можно по местным предметам, компасу, небесным светилам.
При отсутствии компаса или в районах магнитных аномалий, где компас может дать ошибочные показания (отсчеты), стороны горизонта можно определить по небесным светилам: днем - по Солнцу, а ночью - по Полярной звезде или Луне.
По Солнцу: используются наручные часы. В горизонтальном положении они устанавливаются так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. Угол между часовой стрелкой и направлением на цифру 1 на циферблате часов делится пополам прямой линией, которая указывает направление на - юг. До полудня надо делить пополам ту дугу (угол), которую стрелка должна пройти до 13.00 (рис. 105, а), а после полудня - ту дугу, которую она прошла после 13.00.
Полярная звезда всегда находится на севере. Ночью на безоблачном небе ее легко найти по созвездию Большой Медведицы. Через две крайние звезды Большой Медведицы нужно мысленно провести прямую линию и отложить на ней пять раз отрезок, равный расстоянию между крайними звездами. Конец пятого отрезка укажет положение Полярной звезды, которая находится в созвездии Малой Медведицы (конечная звезда в ручке малого ковша).
Если нет компаса и не видно небесных светил, то стороны горизонта могут быть определены по признакам местных предметов:
- летом почва около больших камней, строений, деревьев и кустов более сухая с южной стороны, что можно определить на ощупь;
- снег быстрее подтаивает на южных склонах; в результате подтаивания на снегу образуются зазубрины - шипы, направленные на юг;
- просеки в лесах, как правило, ориентируются в направлении «Север - Юг» или «запад - восток», нумерация кварталов лесных массивов идет с запада на восток и далее на юг;
- алтари православных церквей, часовен и лютеранских кирок обращены на восток, а главные входы расположены с западной стороны;
- алтари католических церквей (костелов) обращены на запад;
- приподнятый конец нижней перекладины креста церквей обращен на север.
Способы определения точки стояния на карте
Первый способ - отождествление карты с местностью. Он применяется в том случае, если определяемая точка стояния находится около ярко выраженных, хорошо читаемых ориентиров на карте, которые позволяют при беглом сличении карты с местностью быстро и с необходимой точностью определить на карте точку стояния.
Второй способ - визуальное определение по ближайшим ориентирам. Данный способ считается целесообразным, если в районе предполагаемой точки стояния имеется несколько близко расположенных ориентиров и точное визуальное определение расстояний до них не составляет особого труда. Вначале ориентируют карту по компасу, а затем поочередно определяют расстояние до близко расположенных ориентиров и на основе полученных данных вносят необходимые поправки в предварительное определение точки стояния.
Третий способ - измерение длины пройденного расстояния. Он применяется в том случае, когда необходимо найти точку стояния на одном из линейных ориентиров. Карту ориентируют по компасу и определяют ярко выраженный надежный ориентир (пересечение тропинки с дорогой, канавой, ручьем и т. д.). Затем при движении к этому ориентиру измеряют длину пройденного отрезка шагами, откладывают полученный результат измерения в масштабе карты по линейному ориентиру от конечной точки стояния и быстро находят свое местоположение на карте.
Желательно, чтобы район старта содержал в себе ряд надежных ориентиров, позволяющих быстро, и верно определить точку стояния группы.
Перед выходом на учебную дистанцию кружковцам дают новое задание, конкретная цель которого - закрепление практического навыка определения точки стояния при прохождении учебной дистанции.
При прохождении учебной дистанции должны внимательно следить по карте за направлением движения группы, с тем чтобы быть готовыми по его указанию определить точку стояния.
технические приемы, которые можно использовать для оперативного и точного определения точки стояния:
1) ориентирование карты и определение направления движения по ней;
2) постоянное сличение карты с местностью при движении по учебной дистанции;
3) определение пройденного расстояния шагами или по времени;
4) приблизительное определение точки стояния по встречающимся ориентирам.