Константин Сергеевич подчеркивал важность того момента, когда актер осознает, что он действительно творит, когда на сцене воссоздается кусочек подлинной жизни. В такие моменты актеру радостно, приятно действовать, у него легко и тепло на душе. Очень важно, уловив в себе это верное состояние, не упустить его, всеми возможными средствами его поддерживать. И Станиславский утверждал, что большую помощь в том, чтобы найти правильную линию действий, актеру могут оказать предлагаемые обстоятельства и «если бы».
Со слова «если бы» начинается творчество.
К. С. Станиславский говорит: «Если бы» является для артистов рычагом, переводящим нас из действительности в мир, в котором только и может совершаться творчество»
Мы знаем, что на сцене надо действовать подлинно, то есть целесообразно, продуктивно, обоснованно. И подводит нас к этому понятие «если бы». Например: если бы я ждала к себе гостей, то я сделала бы то-то и то-то...
Теперь продолжим начатые нами упражнения по элементу «если бы».
Если бы находился на поляне, на берегу реки, в саду.
Если бы находился дома, увидел напротив близко пожар.
Если бы была одна дома, готовилась к экзамену и внезапно потух свет...
Только что шила, куда-то воткнула иголку — очень нужно найти.
Если бы дождик застал на улице:
а) надо идти домой, но не так уж спешно;
б) надо спешить на работу.
Если бы надо было перебраться на другую сторону реки.
Если бы вы оказались зимой в лесу, в пургу.
При исполнении упражнений следует напоминать, что маленькие слова «если бы» вызывают массу сознательных и подсознательных мыслей, разных логических действий, вызывают мгновенную внутреннюю перестройку.
Упражнения (на магическое «если бы»).
. Взяв набор из 5—6 предметов, педагог дает им поочередно в протянутые руки предмет, быстро произнося при этом:
1. Вручая платок — «вот вам мышь!»
2. Подавая коробку — «здесь лягушка!»
3. Подавая пакет — «в нем черви...»
4. Взглянув ученику на голову — «Ой, ой, по вас ползет огромный паук...»
5. Дать пить из бутылки — «попробуйте...», ученик начинает пробовать, а руководитель говорит — «там керосин... кислота...» и т. д.
Реакция на эти слова обычно бывает мгновенной. Одни ученики пугаются и бросают предмет, другие вздрагивают и выражают удивление, третьи как бы каменеют, поражаясь этой неожиданностью. Магическое «если бы» выполняет свою роль само, моментально, не требуя никакой другой помощи. Станиславский пишет: «Все это уже не простые, а «магические если бы», возбуждающие мгновенно, инстинктивно самое действие».
Упражнение.
Даю предлагаемые обстоятельства. Например: вы сегодня вечером остались в квартире одна(один). Ваши родители ушли в гости. В этом году вы хотите поступить в театральную студию, но родители не одобряют ваш выбор. Вы готовитесь тайно от них. До экзаменов осталось две недели, и надо читать стихи и басню полным голосом. И вот... сейчас в вашем распоряжении три часа. Что вы будете делать? Соберитесь с мыслями, подумайте и начинайте действовать.
Группы : №1, №2, №3, №4, №6, №7- 07.05.2020,11.05.2020
Мы в жизни встречаем людей с феноменальной памятью которые запоминают десятки, страниц прозы и стихов, усваивают сложные математические, химические формулы, тысячи названий мельчайших деталей машины, и т.д.
Bсе это делается путем систематической тренировки, память можно воспитывать, причем в значительной мере это воспитание ума и воли, характера и личности человека.
«Казалось бы, что , они совсем забыты-писал К.С. Станиславский — но вдруг какой-то намек, мысль, знакомый образ, и снова вас охватывают переживания, иногда такие же сильные, как в первый раз иногда несколько слабее, иногда сильнее, такие же или в несколько измененном виде»
Эмоциональная память крайне необходима в творчестве актера, так как на сцене он живет повторными чувствами, то есть чувствами ранее пережитыми, знакомыми ему по жизненному опыту. Эти чувства, когда-то испытанные в жизни, становятся на сцене как бы отражением в зеркале пьесы или сценарии ранее пережитого.
Эмоциональная память и время очищают пережитое от всего лишнего, грубого, постороннего, оставляя лишь чувственность впечатления, если бы они не очищали воспоминания от лишних деталей, то детали бы задавали главную сущность виденного, слышанного и пережитого. Эмоциональная память поэтизирует пережитое. Актеру надо повседневно пополнять свою эмоциональную память, притоком жизненных восприятий, изыскивая материал для неё из самых различных источников.
Упражнения для развития эмоциональной памяти
Эмоциональная память – память на чувства, связанная с запоминанием, сохранением и воспроизведением эмоционально окрашенных явлений. Актеру важно уметь вспоминать пережитые чувства, волнения, мысли, основываясь на прошлом опыте, применять их на благо образа. Помогут в этом такие упражнения.
Медитация. Чем чаще человек переживает какое-то впечатление или эмоцию, тем ближе и понятнее она для него становится. Поэтому во время сеансов медитации рекомендуют мысленно переносится в небезразличные места и стараться вызывать не только чёткие их образы, но и заполнять приятными эмоциями, ощущениями, волнениями.
Природа эмоции для многих людей неясна. Актер же должен стремиться её познать. Простой и верный способ – анализировать свои чувства. Это не так сложно как кажется. Начинать стоит с приятных мелочей. Например, наполняя себе чашку кофе или какао с утра, который вы так любите, сконцентрируйтесь на своих чувствах. Горячий напиток делает ваше утро бодрее? Что вы чувствуете, наливая его, делая первый глоток, допивая? Вы любите только кофе или и чашку, которая напоминает о каком-то событии? Пенка на напитке вызывает ощущение мягкости, нежности? Выделяйте все ощущения. По аналогии нужно расщепить остальные бытовые занятия, имеющие эмоциональный фон – прием горячей ванны, просмотр любимого фильма. Таких вопросов вы должны задавать себе очень много.
Возьмите стул, присядьте, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что в руках вы держите спелый, крупный персик. Вы начинаете его медленно есть, откусывая небольшие кусочки, стараетесь, чтоб сок не попал на лицо и одежду. Это упражнение не только на простое физическое действие, где нужно максимально точно имитировать процесс. Сложность в том, что во время импровизированного съедания персика вы должны представлять его форму после каждого укуса, чувствовать вкус мякоти и кожицы, обонять его запах.