Тема: Постановка голоса. Распевки на разные виды звуковедения.
Цель: Изучение способов звуковедения.
2-ой год обучения 2 (часа) 16.15 – 17.45
Этапы работы:
- способызвуковедения
- legato
- staccato
- non legato
1. Способы звуковедения
Выработка правильного дыхания влечет за собой умение пользоваться в пении важным вокальным навыком – приемами звуковедения. Как в инструментальной, так и в вокальной музыке, приемы исполнительства – это различные штрихи.
Штрихи (приемы исполнительства) зависят от характера и темпа произведения. Они подразделяются на три вида и отличаются друг от друга приемами звуковедения.
СПОСОБЫ ЗВУКОВЕДЕНИЯ
Есть три способа звуковедения:
Legato (легато)
Staccato (стаккато)
Non legato (нон легато)
2. Legato
Legato (легато) – означает плавно, связно, без толчков. То есть, это связное, непрерывное пение. Легато – основная форма пения. При выработке легато нужно помнить, что поются гласные звуки, а согласные произносятся коротко. Гласные нужно пропевать максимально долго. Переходы с одного звука на другой должны быть плавными, ровными, незаметными, но точными.
Легато легче петь на поступенной мелодии, труднее петь скачки. При пении скачков нужно помнить, что оба звука должны пропеваться в одной позиции, а именно, в высокой. Скачки должны сглаживаться, нижний звук нужно представить как высокий, чтобы не было «рваных» отрывков. Проще выстроить легато, когда скачки отсутствуют в мелодии. При пении нисходящей мелодии следует контролировать точность интонации, чтобы не наблюдалось смазывание звуков.
При работе над легато нужно обратить внимание на то, чтобы выдох был ровный, плавный, без толчков. Для выработки легато рекомендованы распевки на гласные звуки и пение закрытым ртом. Пропевая в упражнениях гласные звуки, звуковедение будет ровным и без толчков благодаря отсутствию согласных.
Присутствие согласных в тексте усложняет задачу качественного исполнения легато. Начинающим вокалистам нужно постоянно напоминать, что гласные должны звучать как можно дольше, а согласные – короткие, тем более что согласные в пении только произносятся, а не поются.
Овладеть навыками пения легато сложно, для этого нужна постоянная работа и приобретение опыта исполнения данного приема. Главный показатель овладения навыком исполнения легато – динамика при пении на одном уровне, без акцентов и провалов в звучании. Если происходит усиление (крещендо) или ослабление звука (диминуэндо), то этот процесс должен быть постепенным.
Упражнение: Пропеваем гласные буквы (а,я,о,ё,у,ю,и,е) в одной тональности. Не забывааем про «полетность» гласных и следим за правильной подачей звука.
Упражнение: Пропеваем сочетания звуков (ам,ям,ом,ём,ум,юм,им,ем; па,пя,по,пё,пу,пю,пи,пе) в одной тональности. Гласные звуки должны быть протяжные, а согласные короткие.
3. Staccato
Staccato (стаккато) – отрывистое пение.
Это прием звуковедения, при котором звучание короткое, с небольшими толчками-акцентами на слогах. Знак стаккато – точка над или под нотой.
Главное отличие стаккато – цезуры между звуками, то есть звуки отделяются друг от друга при звучании, не связываются.
При выработке стаккато нужно обратить внимание на то, чтобы звуки были короткие, а после них присутствовала длительная пауза.
Звуки, исполняемые на стаккато, должны звучать на непрерывной линии. А голос должен быть упругим, светлым, легким. Пение на стаккато очень полезно – оно выравнивает звук, делает интонацию чище, точнее, воспитывает гибкость звука и точность атаки.
При выработке стаккато нужно обратить внимание на правильный перенос слогов. Если слог заканчивается на согласный звук, то этот согласный переносят к следующему слогу. То есть, правило перенесения согласных к последующему слогу обязательно и при выполнении штриха стаккато. Исключение составляют согласные в конце слова.
Упражнение: Пропеваем гласные буквы (а,я,о,ё,у,ю,и,е) в одной тональности отрывисто. После каждой произнесенной буквы делаем паузу. Ледим за работой диафрагмы на каждом звуке.
4. Non legato
Non legato (нон легато) – промежуточный прием звуковедения.
Non – отрицательная частица, то есть не плавно, не связно.
При выполнении данного приема звуки разделяются, не связываются между собой. Но цезуры между звуками предельно короткие. В результате такого исполнения происходит подчеркивание слогов.
Сложность исполнения нон легато заключается в том, что этот способ объединяет в себе манеру исполнения и легато, и стаккато.
Работая над нон легато, но нужно следить, чтобы не было между звуками пауз, и не было резких, грубых акцентов. Но при этом каждый звук должен быть отчетливым и выразительным.
Упражнение: Выбираем подвижное произведение и пропеваем ее таким образом, чтобы паузы между словами были и не плавные, и не было отрывистого звучания.
Регистр певческого голоса - это последовательный ряд звуков, сходных по механизму образования и характеру звучания.
Регистр голоса - участок диапазона певческого голоса, характеризующийся единым тембром в связи с одним и тем же механизмом голосообразования
1. Грудной регистр.
Представляет собой не что иное, как наш обычный разговорный голос, но усиленный при помощи вокальных приёмов . Положив руку на грудную клетку и пропев удобную вам нижнюю ноту вашего диапазона вы почувствуете вибрацию в этой области груди. Именно потому голос и называется грудным - в звукообразовании активно задействован крупнейший резонатор нашего тела, поэтому голос звучит мощно и насыщенно. Диапазон грудного голоса ограничен лишь вашими природными данными, связанными с длиной и толщиной связок, а так же с плотностью и формой их смыкания. Он составляет у здорового среднестатистического человека около двух-двух с половиной октав. Многие девушки, особенно с высокими голосами часто сталкиваются с проблемой пытаясь научиться "петь грудью". Переходный участок у них проявляется очень низко, где-то через полторы октавы. Как решить эту проблему? Найти опытного педагога и никакие виртуальные советы тут не помогут. Это основной певческий тембр и прежде чем овладевать другими приёмами необходимо как следует освоить именно его.
2. Верхний регистр, именуемый тональным, фальцетным или головным.
Здесь все немного по-другому: вибрации при исполнении песен ощущаются в голове (нос, лицо). Как правило, широкий круг людей знает этот регистр благодаря певцам, исполняющим свои песни фальцетом. Кстати, «фальцет» в переводе на русский дословно переводится как «ложный голос», и это многое объясняет. Звуки заметно отличаются тем, что они высокие и зачастую лишены призвуков, что делает их менее объемными, чем звуки в нижнем регистре.
3. Нетональный или, как еще говорят, шумный регистр.
Чаще всего об этом регистре говорят штро-бас, и в дословном переводе с немецкого языка слово звучит смешно: «соломенный бас». Суть регистра в том, что звук образуется в процессе смыкания голосовых связок. На самом деле, он многим знаком: так, среди известных певцов его активно использовал Владимир Высоцкий, а сегодня им пользуются Григорий Лепс и Александр Маршал.
Аксессуарные виды регистров
Для более детального деления приняты еще два вида регистров:
Свистковый или флейтовый (whistl). Пение на предельной высоте, когда гортань перекрывается надгортанником, а связки растянуты до максимума. Такое звучание зависит от анатомического строения гортани. Обучиться петь в свистковом регистре, практически, невозможно.
Штробасс или вокальный скрип (vocal fry). Извлечение самых низких звуков при несомкнутых голосовых связках. Самый низкий регистр голоса более характерен для мужчин. При исполнении вокальных композиций штробасс, скорее, играет роль звукового украшения, подчеркивает эмоциональность произведения.
Дыхательные и артикуляционные упражнения при подготовке певческого голоса к выступлению.
Работа над певческим голосом по подготовке к выступлению включает в себя развитие дыхания, силы звука, расширение диапазона, протяжённости, гибкости и подвижности, а также выносливости голоса, активизацию артикуляционного аппарата.
Работа с дикцией:
От топота копыт пыль по полю летит.
Ткёт ткач ткани на платье Тане.
Ехал Гpека чеpез pеку, видит Гpека – в pеке pак. Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку цап!
Тpидцaть тpи коpaбля лaвиpовaли, лaвиpовaли, лавировали, дa не вылaвиpовaли.
Идут три брата: брат Клим брит, брат Глеб брит, брат Игнат бородат.
Вылит колокол, да не по-колоколовски. Шит колпак, да не по-колпаковски. Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать. Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.
Артикуляция:
Свечка– Спокойно и глубоко дышим. Вдох – носом, долгий ровный выдох – ртом. Контролируем плечи, они не должны подниматься. Если поднимаются плечи, это значит, что дыхание поверхностное, воздухом заполняются только верхушки легких. Такого дыхания может быть недостаточно для пропевания или проговаривания фразы.
«Язык-кисточка»- Язычок-кисточка тянется вверх и красит потолок-нёбо вдоль и поперёк. Обязательное условие: кончик языка крепко прижимается к поверхности нёба И ещё: «двери» в домике (зубы, губы) закрывать нельзя! Закончив покраску потолка-нёба, язык –кисточка красит и двери-зубки, и двери-губки с наружной и внутренней стороны.
«Полощем рот»-Губы плотно сжаты. Набрать воздух в ротовую полость и «полоскать» им рот по очереди, двумя способами: перекатывая воздух за щеками; полоща рот воздухом, направлять его за губы, с передней стороны зубов (но губы при этом не разжимать!).
Сделайте несколько энергичных вдохов и выдохов. Вдох – носом, выдох – ртом. При этом передняя стенка живота идет на вдохе вперёд, а при выдохе возвращается в первоначальное положение. Перед выполнением и первого, и второго упражнения следует сделать полный выдох, чтобы удалить весь воздух из легких, и тем самым подготовить дыхательный аппарат для качественного выполнения упражнения.
Цель: создать доступные условия для самостоятельного изучения темы приставной шаг.
Группа №2.1 (2 ч) 2 год обучения – 16.11.2021;
Группа №2.2 (2 ч) 2 год обучения – 16.11.2021.
Вспомним о том, что нужно держать своё тело в форме и не позволять себе расслабляться, заниматься растяжкой и повторять танцевальные элементы которые мы с вами учили, делать разминку и выполнять ОФП.
Каждое задание выполняем только после небольшой разминки.
Разомните голову, шею, плечи, гибкость рук, полупальцы – выполняем всё как изучили на занятиях.
Партерная гимнастика: разминка для стопы (натянуть, сократить, сначала двумя затем поочерёдно, бабочка, складка, лягушка, колечко, корзинка, дельфинчик.
ОФП: Упражнения на брюшной пресс, тренировка силы и гибкости спины(см. видео).
Упражнения на гибкость и растяжку: шпагаты (поперечный и продольный), сидим по 3 минуты каждый.
Акробатические элементы: «березка», мост с положения лежа, мостик с колен.
10 прыжков с натянутыми полупальцами, каждый прыжок заканчивается в небольшое приседание.
Step-touch
Выполняется на два счёта.
Первая нога шагает в сторону.
Вторая приставляется к ней.
Как вы видите, это обычный приставной шаг. Выполняться может сначала в левую сторону, потом в правую, или наоборот.
Цель: создать доступные условия для самостоятельного изучения темы Battement tendu jete.
Группа №3.1. (2 ч) 3 год обучения – 16.11.2021.
Вспомним о том, что нужно держать своё тело в форме и не позволять себе расслабляться, заниматься растяжкой и повторять танцевальные элементы которые мы с вами учили, делать разминку и выполнять ОФП.
Каждое задание выполняем только после небольшой разминки.
Разомните голову, шею, плечи, гибкость рук, полупальцы – выполняем всё как изучили на занятиях.
Партерная гимнастика: разминка для стопы (натянуть, сократить, сначала двумя затем поочерёдно, бабочка, складка, лягушка, колечко, корзинка, дельфинчик.
ОФП: Упражнения на брюшной пресс, тренировка силы и гибкости спины(см. видео).
Упражнения на гибкость и растяжку: шпагаты (поперечный и продольный), сидим по 3 минуты каждый.
Акробатические элементы: «березка», мост с положения лежа, мостик с колен.
10 прыжков с натянутыми полупальцами, каждый прыжок заканчивается в небольшое приседание.
Движение Battement tendu jeté в классическом танце — это бросок рабочей ноги.
Из первой позиции рабочая нога скользит по принципу Battement tendu в положении носком в пол в заданном направлении.
Из положения носком в пол рабочая нога отрывается от пола, достигая носком высоты щиколотки опорной ноги. Нога не должна терять выворотности. Она должна быть абсолютно натянутой и лёгкой, работать самостоятельно от всего остального корпуса. Эта высота условно называется 25 градусов.
Из этого положения носок рабочей ноги опускается на пол точно по прямой линии в положение против пятки опорной ноги нога остаётся натянутой и выворотной. Не расслаблять подъём до соприкосновения носка рабочей ноги с полом.
Из положения носка рабочей ноги в пол против пятки опорной ноги в заданном в начале направлении, рабочая нога по принципу Battement tendu закрывается в первую позицию.