Цель: расширение кругозора, применение краеведческих знаний, умений и навыков в практической деятельности
Группа 3.2 (2 ч) 3-й год обучения-10.11.2021
17.40-19.10
Данный период связан с зарождением первых школьных музеев в России, он приходится на 2 пол. XVIII века, это можно объяснить следующими факторами. Период характеризуется глубокими сдвигами, прежде всего в экономической жизни России.
В связи с началом географического и экономического исследования Сибири можно связать формирование первых музеев за пределами столицы. Во второй половине XVIII века появляются первые музеи в Сибирском крае.
Первый музей в Сибири был открыт в 1782 году в Иркутске при городской школе (школа в 1781 году). Организаторы и главные деятели музея - корреспондент Академии наук, натуралист А.М. Карамышев, заведующий библиотекой, и почетный 9 член Академии наук Э. Лаксман – минеролог, химик и ботаник, с 1764 года путешествовавший по Сибири.
История музея, началась с того, что Лаксман в поездках составляет минералогические и ботанические коллекции, часть из которых была положена в основу первого Иркутского и первого школьного музея России.
История организации библиотеки («книгохранительницы») и состоявшего при ней музея прописана в «Предуведомлении» об их открытии и в правилах пользования библиотекой и музеев, подготовленных в 1728 году.
При строительстве участвовали местные жители. А книги «российские и иноязычные» были выписаны из Петербурга при участии Академии наук
Далее было принято решение «снабдить сию книгохранительницу математическими, физическими и земледельческими орудиями», и помимо этого «всеми находящимися в сей губернии ископаемыми, произрастениями и животными». В библиотеке и музее, который функционировал при ней в 1782 году было: «отменного искусства телескоп»,«новейшего изобретения электрическая машинка», «орудия приготовления целительных искусственных пород, толико в здешнем крае нужных», модели «как водоходным здешним судам, так и фабрикам», «разные породы земли, камня, соли, горючести и металлические руды».
Главная особенность первого школьного музея России - он был полностью доступен для обозрения.
В правилах пользования «книгохранительницей» отмечалось, что из «естественных произведений никому ничто в дом не дается, но 10 довольствуются любители и знатоки единственным зрением в книгохранительнице».
К концу 1980-х гг. с отъездом из Иркутска основателей музея Карамышева и Лаксмана начался его упадок.
А оставшиеся экспонаты передали в Главное народное училище, а затем во вновь организованную Иркутскую губернскую гимназию. Последним крупным поступлением в музей в 1804 году стал приобретенный после смерти Э. Лаксмана «натуральный кабинет»- 300 штуфов минералов и 860 раковин.
Таким образом, иркутский музей естественных произведений при городской школе стал первым школьным музеем на территории России .
Более того, школьные музеи в конце XVIII – начале XIX веков только начали входить в образовательный процесс, но, невзирая на новизну, их быстро оценили по достоинству - они приобретали признание как элемент в образовательной системе.
В 1825 году графиней Строгановой при участии Вольного экономического общества была открыта школа, с целью дать образование в сфере сельского хозяйства, горных дел и ремесел.
Работала она до 1844 года. По-видимому, при школе был создан музей. Так, например, в 1846 году при ее ликвидации, ученый комитет Министерства государственных имуществ разрешил начальнику лесного института приобрести у этой школы «для Музеума Лесного и Межевского института» коллекцию скелетов животных .
В XIX веке Московское общество открывает земледельческую школу, где в 1842 году открыли музей.
В школе создан кабинет моделей земледельческих орудий и машин, собрание минералов, хлебных семян, растений, строительных материалов и другие.
Музей стал весьма известным. Ученики его любили, а педагоги им гордились, поскольку ранее не было хорошо организованных музеев при школах данной специализации [9, с. 33].
О подъеме и расцвете российского школьного музееведения можно говорить в начале XX века, когда школьный музей получил соответствующие программы, а процесс образования в музее вызвал особый интерес.
В 1910 году был основан Родиноведческий музей с. Атмисс Самарской губернии, известный тем, что он основан при начальной школе и уже имел особое место образовательной системе.
В 1914 году в Царицыно открылся Музей общества по содействию внешкольному обучению. Он в полной мере не был школьным музеем, но привлекал внимание, поскольку уровень организации и высокие цели сыграли особое значение при становлении школьных музеев в дальнейшем.
В 1915–1916 годах в Волчанске Харьковской губернии основали Музей Волчанского общества образования.
В тоже время следует отметить, что музеи школ рассматриваемого периода в значительно меньшей степени, нежели другие, были собранием раритетов.
Исследователь музейного дела Н.А. Хитьков отмечал, что школьный музей это не собрание редкостей, так как в музее школы они лишь желательны, но не являются необходимостью.
Школьный музей - это собрание коллекций, приборов, картин и того, что повседневно применяют в школе в качестве наглядности, а значит программу таких музеев, фонд и запасники должны быть самые обширные и многообразные .
Традиционный школьный музей располагает учебными экспонатами и основан, как правило, коллективом педагогов и учащихся школ.
Позже такой музей получает признание общественности, а деятельность его часто поддерживают силами самой общественности.
Большинство школьных музеев включало нескольких отделов: отдел природы, истории и этнографии родного края и т.д..
Количество экспонатов при этом не зависит от местонахождения музея, а их ценность неоспорима.
Большинство экспонатов, представляющих материальную культуру и быт – подлинные орудия труда, домашняя утварь, одежда коренного населения – приобретают большую ценность с каждым годом. Основная часть экспонатов школьных музеев имеет непосредственное отношение к развитию истории и культуры определенного района, в котором расположен музей.
По оценкам других ученых рассматриваемого периода всякий предмет мог представлять ценность для школьного музея: «камень, валяющийся на дороге... коробочка от спичек... старое гнездо птички, шмеля, нарост на дереве, раковина, пуговица», если скоро он становился объектом пристального наблюдения и средством познания окружающего .
Более того, особую роль при сборе материалов придают связи с регионом – или краеведческая направленность. То есть школьные музеи были непосредственно включены в образовательный процесс с целью осуществления наглядных методов преподавания, знакомство с реальностью с окружающей действительностью.
Практическая работа: самостоятельно найти информацию о первых школьных музеях
Занятия пластикой приводят к единству психического и физического начал. Как указал И. М. Сеченов, вся сложность психической жизни человека "сводится в конце концов к мышечному движению". Именно поэтому физическое совершенствование приводит к совершенствованию духовному.
Воспитание культуры тела, пластическое развитие являются важнейшими компонентами современного образования. Они необходимы для приобретения конкретных знаний в области специальных технических приемов дисциплин «сценическое движение» и «современный танец», формирования здорового образа жизни, воспитания движенческой культуры и культуры тела, развития физических данных обучающихся.
Группа 1.1,1.2 (2 ч) 1-й год обучения-10.11.2021, 12.11.2021
13.35-15.05, 13.00-14.30
Пластика – искусство ритмических движений тела, гармоничность, плавность движений и жестов.
Жесты, позы, взгляды, молчание определяют истину взаимоотношения людей. Слова ещё не всё говорят. Значит - нужен рисунок движений на сцене. Слова для слуха, пластика для глаз. Значение пластики в театре неоценимо. Но пластика является лишь средством выразительности актера, подчинённому зерну роли, спектакля, сверхзадаче, и, разумеется, сценическому действию.
Существует большое количество упражнения для развития пластики тела
Хорошая дикция – одно из важнейших качеств речи. Условием чёткой дикции является правильная артикуляция, обеспечивающая упругое движение органов речи.
Работу над дикцией следует начинать с артикуляционной гимнастики. Упражнения выполняются перед зеркалом:
1) Открыть рот, высунуть язык, поднять его вверх. Затем опустить вниз;
2) Открыть рот. Кончик языка поднять к верхним зубам, потом отпустить вниз, повернуть вправо, влево и кругом;
3) И. п. – зубы сомкнуты, губы в обычном состоянии. На счёт «один» губы вытягиваются вперёд. Как бы принимая форму «пятачка»; на счёт «два» губы растягиваются в стороны, не обнажая зубов. Упражнение повторяется 3 -4 раза. Вариантом этого упражнения являются круговые движения «пятачка» вправо, влево, вверх.
Упражнения на произнесение отдельных звуков и звукосочетаний.
Гласные звуки
Вдох, пауза, на выдохе с короткими паузами после каждого звука произнести с энергичной артикуляцией сначала беззвучно, затем, постепенно убыстряя темп, шепотом, тихо, громче и громко звуки:
а- о – у – ы – и – э
е – я – ё – ю
Прямые слоги.
К каждому гласному звуку присоединяется согласный, например:
Ба – бо – бу –бы – би – бэ
Да – до – ду – ды – ди – дэ
Слоги произносятся на выдохе с активной артикуляцией сначала беззвучно, затем с ускорением тихо, громче, громко.
Слоги с более сложными сочетаниями звуков
а) би – би – бип
бэ – бэ – бэп
ба – ба – бап
бо – бо – боп и т. д.
б) бим – бем – БАМ – бом – бум – БАМ
лир – леер – лар – лор – лур – лыр и т.д.
Скороговорки
«Скороговорку, - учил Станиславский, - надо вырабатывать через очень медленную, преувеличенно чёткую речь. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе».
Сначала скороговорка внимательно прочитывается про себя, затем произносится беззвучно с подчёркнуто чёткой артикуляцией. Потом медленно шёпотом. Потом громче и, наконец, громко и быстро. При этом необходимо следить за правильностью дыхания и за своевременным добором воздуха.
Фетр- прекрасный современный материал для работы по творчеству. Современный, всевозможной расцветки, приятный на ощупь, доступный по цене ! Экологически чистый!
При пошиве фетр не требует припусков для шитья, обводка производится на светлом фетре- темным карандашом, на темном фетре- белым или желтым карандашом.
Вспоминаем ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ при работе с острыми предметами: работаем в освещенном месте, игла должна быть в чехле для игл, режем только над столом, после работы все убрать на свое место.
2.Раскроить из фетра две детали : 10 на 8 и 8 на 8 см.
Сшиваем две детали любым известным способом. Должен получиться кармашек.
Украшаем чехол по своему желанию: в горошек, цветочками, аппликация, и т.
1. Для развития фонематического слуха сделаем простое упражнение-имитацию "Кто как звучит?".
Необходимо воспроизвести звуки, которые издают приведенные животные:
1. Кошка.
2. Майский жук.
3. Тигр.
4. Кукушка.
5. Волк.
2. Упражнение заключается в том, чтобы прослушать несложное музыкальное произведение и затем попытаться его пропеть. Такое простое упражнение способствует интенсивному развитию слуха и вниманию к музыкальным звукам. Сначала можно побаловаться прямо-таки песнями, запоминать с первого раза текст песни и её мелодию, вариант посложнее и поинтереснее – попробовать повторить по памяти отрывок музыки инструментальной. Спустя какое-то время почувствуется легкость в воспроизведении мелодий и можно будет перейти к более сложным произведениям.
3. Упражнение на внимательность и интерес. Прогуливаясь по улице необходимо прислушиваться к разговорам прохожих и удерживать в голове некоторое время обрывок услышанный вами. Применяя данное упражнение на практике, через какое-то время вы будете способны удерживать в памяти сразу несколько обрывков разговоров.
Цель: создать доступные условия для самостоятельного
изучения темы параллель и оппозиция.
Группа №2.1. (2 ч) 2 год обучения – 10.11.2021.
Группа №2.2. (2 ч) 2 год обучения – 10.11.2021.
Вспомним о том, что нужно держать своё тело в форме и не позволять себе расслабляться, заниматься растяжкой и повторять танцевальные элементы которые мы с вами учили, делать разминку и выполнять ОФП.
Каждое задание выполняем только после небольшой разминки.
Разомните голову, шею, плечи, гибкость рук, полупальцы – выполняем всё как изучили на занятиях.
Партерная гимнастика: разминка для стопы (натянуть, сократить, сначала двумя затем поочерёдно, бабочка, складка, лягушка, колечко, корзинка, дельфинчик.
ОФП: Упражнения на брюшной пресс, тренировка силы и гибкости спины(см. видео).
Упражнения на гибкость и растяжку: шпагаты (поперечный и продольный), сидим по 3 минуты каждый.
Акробатические элементы: «березка», мост с положения лежа, мостик с колен.
10 прыжков с натянутыми полупальцами, каждый прыжок заканчивается в небольшое приседание.
Понятие «координация». Это способность контролировать движения нескольких центров тела и ареалов. Принципы координации: одномоментный импульс, импульс и управление, оппозиция и параллелизм.
Как улучшить координацию движений?
Комплекс упражнений:
Наклоны головой вправо-влево, вперед-назад - исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе – по 3 раза.
Повороты головы вправо-влево - исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе – по 3 раза.
Повороты туловищем вправо-влево - исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе – по 5 раз.
Круговые вращения головой вправо - исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе – по 2 раза в каждую сторону.
Равновесие на одной ноге - исходное положение: стоя на одной ноге, другая согнута в колене и носком прижата к противоположному колену, руки на поясе. Выполняем 10 сек на правой ноге, затем на левой ноге. Первое время одной рукой можно придерживаться за опору.
Повороты вокруг себя - исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Переступая ногами, выполняем целый поворот вокруг себя сначала вправо, затем влево – по 2 раза в каждую сторону.
Наклоны туловища вправо/влево - исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Выполняем наклоны в каждую сторону по 3 раз. Затем выполняем наклоны вправо/влево с одной поднятой рукой наверх.
Складка, стоя ноги вместе - исходное положение: стоя ноги вместе, сделайте наклон вперед, стараясь дотянуться ладонями до пола, при этом колени держите прямыми – удержать это положение 5 сек.Затем, не отрывая рук от пола, сделайте приседание вниз и снова вернитесь в исходное положение – 5 раз.
Упражнение для пресса – поднимание корпуса - исходное положение: сидя на полу, ноги зафиксировать под опорой, ладони скрестить на затылке. Медленно выполните опускание на спину, держа все время голову на груди, а затем поднимитесь в исходное положение без помощи рук - 10-15 раз.
Поднимание ног на спине - исходное положение: лежа на спине, руки поднять наверх и держаться за опору. Поднять прямые ноги наверх над головой, затем опустить вниз – 10 раз.
Ходьба на носках - исходное положение: встать на носочки, двумя руками потянуться наверх, спина прямая. В этом положении сделать 20 шагов вперед, не сгибая колен.
Как только эти упражнения перестанут взывать дискомфорт, то важно продолжить тренировки, но уже в гимнастическом зале. Вестибулярный аппарат можно тренировать на протяжении всей жизни, гимнастика для этого будет самым подходящим видом спорта. Она позволяет выбирать различные вариации исполнения упражнений, постоянно их усложнять, поэтому у человека быстро появляется прогресс в развитии координации.