Тема: Исполнительское мастерство. Работа над звуковыми оттенками, филировка звука.
Цель: Развитие и укрепление дыхательного аппарата.
2-ой год обучения 2 (часа) 17.00 – 18.30
Этапы работы:
- подготовка речевого аппарата
- формирование согласных звуков
1. Подготовка речевого аппарата.
Цель этих упражнений - подготовить (« разогреть») речевой аппарат к работе ( пению), снять или предотвратить возможные мышечные зажимы, ощутить звук в резонаторах.
Первоначальные упражнения должны проделываться перед зеркалом.
Упражнения на внутреннюю артикуляцию - мышцы глотки, мягкого нёба, корня языка. Формирование вокальных гласных.
- Расширить ноздри и попытаться зевнуть с закрытым ртом.
-Произнести медленно, беззвучно А, Э, О, У, стараясь шире раскрыть зев, а не рот. Затем, повторяя (беззвучно) эти гласные, наклонить голову вниз, до соприкосновения с грудью. Потом медленным плавным движением запрокинуть голову назад, продолжая произнесение гласных.
-Протянуть воздух через рот, ощущая «холодок».
-Произнести звук «К», затем «КАА» на входящем дыхании.
-Тянуть звук «М», вытянув и загнув язык на верхнюю губу.
-Замкнув кончик языка у нижних зубов, перекатываем язык внутри полости рта, едва заходя за передние зубы. Движение языка ускоряем от середины вперёд- назад до тех пор, пока не почувствуем, что расслабленный язык трясётся по всей длине (волна языком внутри рта).
-Кашлять как старички- Кха-кха-кха;
-Застряла в горле рыбная косточка – Кхх-кхх-кхх;
-Кричит ворона- Кар-кар-кар.
Упражнения на внешнюю артикуляцию - губы, нижняя челюсть, кончик языка. Формирование согласных и их воздействие на дыхание и интонацию.
-Тянуть звук «М», то вытягивая губы трубочкой вперёд, то растягивая их в стороны.
-Произносить сочетания согласных ГЛ, ГН, ВН, подтягивая после каждого сочетания вверх верхнюю губу. Звуки Л,Н,В тянуть.
–Произносить сочетания КС, ГЗ, ВЗ, оттягивая вниз нижнюю губу. Звуки С,З тянуть.
-Произносить несколько раз подряд сочетания согласных, в которых активно участвуют губы: МБ, БМ, МП, ПМ, БП, ПБ, ВТ, ТВ и т. п. Нижняя челюсть играет большую роль в правильном рождении и направлении звука.
-Медленно и свободно опускать и поднимать челюсть так, чтобы не было напряжения.
-Нижней челюстью двигать влево- вправо (можно помочь руками). Связки и мышцы челюстного сустава должны растягиваться осторожно.
-Кончиком языка дотянуться до подбородка, до носа на счёт 1,2,3 и завернуть язык на мягкое нёбо.
-Щёлкать языком, имитируя цокот копыт.
-Тянуть звук «М», поглаживая языком зубы.
2. Формирование согласных звуков.
Регулярные занятия над артикуляцией и дикцией формируют чёткое произношение согласных, что способствует чистоте интонации, экономит дыхание и помогает активной подаче звука. Согласные формируются в позиции гласной. Если гласная будет иметь полётность, согласная «полетит» вслед за ней.
Упражнения на интонирование согласных:
-Пропевание шипящих на любых звуках, включая динамику;
-Пропевание согласных в сочетании с гласным звуком с активным дыханием: (БИ-БЭ-БА-БО-БУ; ДИ-ДЭ-ДА-ДО-ДУ; и т.п)
-Пропевание упражнений на окончание согласного звука: ЖДИГ, ДРИЗ, ПТИЖ, ЗДИР и т.п.
-Пропевание согласных М, Н, Л, Р, Ж, З;
-Распевки-скороговорки: Вёз корабль карамель Диги, диги дай наскочил корабль на мель Диги, диги дай и матросы три недели Диги, диги, карамель на мели ели. Диги, диги Диги, диги дай.
|