Тема: Краеведческая работа школьного музея
Цель: расширение кругозора, применение краеведческих знаний, умений и навыков в практической деятельности
Группа 3.2 (2 ч) 3-й год обучения-09.11.2021, 16.11.2021
17.40-19.10
Особенность школьного музея заключается в том, что он как никто другой может стать центром организации краеведческой работы среди учащихся. Музей детского движения, как социальный институт, своим главным предназначением обучать и воспитывать располагает к тому, чтобы различные формирования музейного типа (краеведческие уголки, залы, выставки и музеи) по-своему могли бы оживить учебный процесс, приобщить детей к истории малой родины, а значит, и Отечества, привить навыки исследовательской работы.
Следует выделить три главных направления краеведческой работы школы: семья, школа, родной край. На прошлом занятии мы разобрали тему семьи, а сегодня у нас тема родного края.
Родной край
Разрабатывая план собирательской деятельности по истории родного края, не следует стремиться к «всеядности».
Необходимо разработать реальную концепцию музея на ближайшие несколько лет. Желательно, чтобы музей имел комплексный характер (отражал историю, природу и культуру своего края), мог максимально использоваться учителями в учебном и воспитательном процессе, помогал бы ученикам раскрыть свой творческий потенциал во время музейной деятельности.
На первом этапе необходимо выявить круг возможных информаторов. Это можно сделать через учеников, с помощью ярких листовок-воззваний о помощи музею. Через некоторое время появятся первые находки. При этом бывает сложно определить степень их ценности. В связи с этим большое значение имеет
первичная фиксация, правильное описание документа. Не всегда целесообразно вырывать отдельный предмет из чьей-то коллекции, помня о принципе неделимости личных фондов.
При организации краеведческой работы школьного музея следует руководствоваться следующими принципами:
_ комплексный характер исследований;
_ разнообразие исследовательских методов.
Комплексный характер сбора материала (что означает не собирание всего подряд без всякого отбора, а разноплановый характер исследования) и, как следствие, краеведческий профиль музея предполагают его максимально широкое включение в учебный процесс. В этом случае музей не станет инородным телом в организме школы и это будет залогом его долгого существования.
Целесообразно обозначить территориальные границы, в пределах которых
музей намерен проводить исследовательскую и собирательскую работу. Чем
ближе к школе, тем глубже изучение. При этом не следует замыкаться только на
своем, сугубо местном материале, а стараться выходить на более широкий
территориальный фон (город область, Россия в целом). Сопоставление частного и
общего, подача частного на фоне общего — важный момент музейной деятельности. Посильную помощь в сборе материалов могут оказать учителя-
предметники. Географ, например, поможет оформить раздел, связанный с
природой, экономикой края, подберет необходимый иллюстративный материал,
подготовит вместе с детьми схемы и диаграммы.
Главные формы и направления исследований:
_ Экскурсии и прогулки по родному краю. Они пробуждают у ребят интерес к различным уголкам своего района, помогают определить интересную и перспективную для себя тему исследовательской работы на будущее.
_ Работа в библиотеках, архивах и научных учреждениях. Это создает основательную базу, без которой невозможно грамотно организовать краеведческую деятельность.
_ Опрос населения, анкетирование. В каждой местности найдутся старожилы, местные знатоки истории края, воспоминания которых следует записывать. Если даже они будут противоречить историческим фактам, к ним можно относиться как к «легендам» или свидетельствам того, как событие запечатлелось в памяти людей.
Анкетирование поможет в системе собрать обширные сведения по различным вопросам местной истории, получить своеобразный срез на определенном историческом этапе.
_ Переписка с земляками. Выявление людей, которые жили в этих краях, но уехали. Им приятно будет вспомнить о местах своего детства, поделиться воспоминаниями, а может быть, и интересными предметами.
_ Встречи с интересными людьми. Это поможет расширить круг общения, включить в сферу интересов музея большее число людей, которые постепенно могут стать друзьями музея.
_ Просмотр телепередач, прослушивание радиопередач. Иногда самым неожиданным образом промелькнет интересная информация, рассказанная о вашей местности, например, известным историком. Или молодой поэт прочтет стихи о соседней речке. Так привычные средства массовой информации становятся источниками самых неожиданных сведений.
_ Основными методами формирования фонда школьного музея являются экспедиционный сбор материала (экспедиции, походы, экскурсии), а также получение даров.
_ Экспедиционный сбор материала. Краеведческие экспедиции проводятся в ходе исследований по конкретной теме. Постановка и очередность тем, выдвигаемых для изучения (в дальнейшем — для комплектования), должна носить плановый характер и диктоваться краеведческими задачами, требованиями экспозиции и
необходимостью создания систематических коллекций. Экспедиции целесообразно согласовывать с государственными музеями, профильными научными учреждениями. Возможно проведение совместных экспедиций в соответствии с разработанной музееведческой методикой, обеспечивающей необходимую научность поиска, отбор материала, его документирование.
Источники комплектования памятников могут быть самыми разнообразными. Прежде всего, это семейные коллекции, о которых говорилось выше. Кроме этого, следует использовать антикварные и букинистические магазины, чердаки, сараи (с разрешения хозяев), пункты вторичного сырья. Поиск может вестись на промышленных предприятиях, в государственных учреждениях, в творческих союзах.
Школьный музей должен органично вписываться в систему проводимых мероприятий, становиться местом осуществления культурно-исторической идентификации, диалога времён, людей и музейных предметов.
Должно быть выстроено образовательное пространство, содержание которого движется по цепочке «музей – школа – музей».
Музеи являются местом, где результат деятельности школьников перестаёт быть чисто учебным результатом, а становится его личным делом.
Практическая работа: найти и подготовить материал для экскурсии и прогулки по родному краю |