муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
"ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ"
р. п. Усть-Донецкий Ростовской области
Категории раздела
общие сведения [10]
родителям [12]
деятельность [2363]
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Главная » 2021 » Ноябрь » 10 » Объединение "Потомки" 3.2, 10.11.2021
16:43
Объединение "Потомки" 3.2, 10.11.2021

Тема: Краеведение и школьные музеи в России

Цель: расширение кругозора, применение краеведческих знаний, умений и навыков в практической деятельности

Группа 3.2 (2 ч) 3-й год обучения-10.11.2021

17.40-19.10

Данный период связан с зарождением первых школьных музеев в России, он приходится на 2 пол. XVIII века, это можно объяснить следующими факторами. Период характеризуется глубокими сдвигами, прежде всего в экономической жизни России. 

В связи с началом географического и экономического исследования Сибири можно связать формирование первых музеев за пределами столицы. Во второй половине XVIII века появляются первые музеи в Сибирском крае.

Первый музей в Сибири был открыт в 1782 году в Иркутске при городской школе (школа в 1781 году). Организаторы и главные деятели музея - корреспондент Академии наук, натуралист А.М. Карамышев, заведующий библиотекой, и почетный 9 член Академии наук Э. Лаксман – минеролог, химик и ботаник, с 1764 года путешествовавший по Сибири.

История музея, началась с того, что Лаксман в поездках составляет минералогические и ботанические коллекции, часть из которых была положена в основу первого Иркутского и первого школьного музея России.

История организации библиотеки («книгохранительницы») и состоявшего при ней музея прописана в «Предуведомлении» об их открытии и в правилах пользования библиотекой и музеев, подготовленных в 1728 году.

При строительстве участвовали местные жители. А книги «российские и иноязычные» были выписаны из Петербурга при участии Академии наук 

Далее было принято решение «снабдить сию книгохранительницу математическими, физическими и земледельческими орудиями», и помимо этого «всеми находящимися в сей губернии ископаемыми, произрастениями и животными». В библиотеке и музее, который функционировал при ней в 1782 году было: «отменного искусства телескоп»,«новейшего изобретения электрическая машинка», «орудия приготовления целительных искусственных пород, толико в здешнем крае нужных», модели «как водоходным здешним судам, так и фабрикам», «разные породы земли, камня, соли, горючести и металлические руды».

Главная особенность первого школьного музея России - он был полностью доступен для обозрения. 

В правилах пользования «книгохранительницей» отмечалось, что из «естественных произведений никому ничто в дом не дается, но 10 довольствуются любители и знатоки единственным зрением в книгохранительнице».

К концу 1980-х гг. с отъездом из Иркутска основателей музея Карамышева и Лаксмана начался его упадок.

А оставшиеся экспонаты передали в Главное народное училище, а затем во вновь организованную Иркутскую губернскую гимназию. Последним крупным поступлением в музей в 1804 году стал приобретенный после смерти Э. Лаксмана «натуральный кабинет»- 300 штуфов минералов и 860 раковин.

Таким образом, иркутский музей естественных произведений при городской школе стал первым школьным музеем на территории России .

Более того, школьные музеи в конце XVIII – начале XIX веков только начали входить в образовательный процесс, но, невзирая на новизну, их быстро оценили по достоинству - они приобретали признание как элемент в образовательной системе.

В 1825 году графиней Строгановой при участии Вольного экономического общества была открыта школа, с целью дать образование в сфере сельского хозяйства, горных дел и ремесел.

Работала она до 1844 года. По-видимому, при школе был создан музей. Так, например, в 1846 году при ее ликвидации, ученый комитет Министерства государственных имуществ разрешил начальнику лесного института приобрести у этой школы «для Музеума Лесного и Межевского института» коллекцию скелетов животных .

В XIX веке Московское общество открывает земледельческую школу, где в 1842 году открыли музей. 

В школе создан кабинет моделей земледельческих орудий и машин, собрание минералов, хлебных семян, растений, строительных материалов и другие.

Музей стал весьма известным. Ученики его любили, а педагоги им гордились, поскольку ранее не было хорошо организованных музеев при школах данной специализации [9, с. 33].

О подъеме и расцвете российского школьного музееведения можно говорить в начале XX века, когда школьный музей получил соответствующие программы, а процесс образования в музее вызвал особый интерес.

В 1910 году был основан Родиноведческий музей с. Атмисс Самарской губернии, известный тем, что он основан при начальной школе и уже имел особое место образовательной системе.

В 1914 году в Царицыно открылся Музей общества по содействию внешкольному обучению. Он в полной мере не был школьным музеем, но привлекал внимание, поскольку уровень организации и высокие цели сыграли особое значение при становлении школьных музеев в дальнейшем.

В 1915–1916 годах в Волчанске Харьковской губернии основали Музей Волчанского общества образования.

В тоже время следует отметить, что музеи школ рассматриваемого периода в значительно меньшей степени, нежели другие, были собранием раритетов.

Исследователь музейного дела Н.А. Хитьков отмечал, что школьный музей это не собрание редкостей, так как в музее школы они лишь желательны, но не являются необходимостью.

Школьный музей - это собрание коллекций, приборов, картин и того, что повседневно применяют в школе в качестве наглядности, а значит  программу таких музеев, фонд и запасники должны быть самые обширные и многообразные .

Традиционный школьный музей располагает учебными экспонатами и основан, как правило, коллективом педагогов и учащихся школ.

Позже такой музей получает признание общественности, а деятельность его часто поддерживают силами самой общественности.

Большинство школьных музеев включало нескольких отделов: отдел природы, истории и этнографии родного края и т.д..

Количество экспонатов при этом не зависит от местонахождения музея, а их ценность неоспорима.

Большинство экспонатов, представляющих материальную культуру и быт – подлинные орудия труда, домашняя утварь, одежда коренного населения – приобретают большую ценность с каждым годом. Основная часть экспонатов школьных музеев имеет непосредственное отношение к развитию истории и культуры определенного района, в котором расположен музей.

По оценкам других ученых рассматриваемого периода всякий предмет мог представлять ценность для школьного музея: «камень, валяющийся на дороге... коробочка от спичек... старое гнездо птички, шмеля, нарост на дереве, раковина, пуговица», если скоро он становился объектом пристального наблюдения и средством познания окружающего .

Более того, особую роль при сборе материалов придают связи с регионом – или краеведческая направленность. То есть школьные музеи были непосредственно включены в образовательный процесс с целью осуществления наглядных методов преподавания, знакомство с реальностью с окружающей действительностью.

Практическая работа: самостоятельно найти информацию о первых школьных музеях

Категория: деятельность | Просмотров: 164 | Добавил: cheshir2019 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Ноябрь 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Решаем вместе
    Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
    Copyright MyCorp © 2024
    ZP