Тема: Краеведение и школьные музеи в России
Цель: расширение кругозора, применение краеведческих знаний, умений и навыков в практической деятельности
Группа 3.2 (2 ч) 3-й год обучения-10.11.2021
17.40-19.10
Данный период связан с зарождением первых школьных музеев в России, он приходится на 2 пол. XVIII века, это можно объяснить следующими факторами. Период характеризуется глубокими сдвигами, прежде всего в экономической жизни России.
В связи с началом географического и экономического исследования Сибири можно связать формирование первых музеев за пределами столицы. Во второй половине XVIII века появляются первые музеи в Сибирском крае.
Первый музей в Сибири был открыт в 1782 году в Иркутске при городской школе (школа в 1781 году). Организаторы и главные деятели музея - корреспондент Академии наук, натуралист А.М. Карамышев, заведующий библиотекой, и почетный 9 член Академии наук Э. Лаксман – минеролог, химик и ботаник, с 1764 года путешествовавший по Сибири.
История музея, началась с того, что Лаксман в поездках составляет минералогические и ботанические коллекции, часть из которых была положена в основу первого Иркутского и первого школьного музея России.
История организации библиотеки («книгохранительницы») и состоявшего при ней музея прописана в «Предуведомлении» об их открытии и в правилах пользования библиотекой и музеев, подготовленных в 1728 году.
При строительстве участвовали местные жители. А книги «российские и иноязычные» были выписаны из Петербурга при участии Академии наук
Далее было принято решение «снабдить сию книгохранительницу математическими, физическими и земледельческими орудиями», и помимо этого «всеми находящимися в сей губернии ископаемыми, произрастениями и животными». В библиотеке и музее, который функционировал при ней в 1782 году было: «отменного искусства телескоп»,«новейшего изобретения электрическая машинка», «орудия приготовления целительных искусственных пород, толико в здешнем крае нужных», модели «как водоходным здешним судам, так и фабрикам», «разные породы земли, камня, соли, горючести и металлические руды».
Главная особенность первого школьного музея России - он был полностью доступен для обозрения.
В правилах пользования «книгохранительницей» отмечалось, что из «естественных произведений никому ничто в дом не дается, но 10 довольствуются любители и знатоки единственным зрением в книгохранительнице».
К концу 1980-х гг. с отъездом из Иркутска основателей музея Карамышева и Лаксмана начался его упадок.
А оставшиеся экспонаты передали в Главное народное училище, а затем во вновь организованную Иркутскую губернскую гимназию. Последним крупным поступлением в музей в 1804 году стал приобретенный после смерти Э. Лаксмана «натуральный кабинет»- 300 штуфов минералов и 860 раковин.
Таким образом, иркутский музей естественных произведений при городской школе стал первым школьным музеем на территории России .
Более того, школьные музеи в конце XVIII – начале XIX веков только начали входить в образовательный процесс, но, невзирая на новизну, их быстро оценили по достоинству - они приобретали признание как элемент в образовательной системе.
В 1825 году графиней Строгановой при участии Вольного экономического общества была открыта школа, с целью дать образование в сфере сельского хозяйства, горных дел и ремесел.
Работала она до 1844 года. По-видимому, при школе был создан музей. Так, например, в 1846 году при ее ликвидации, ученый комитет Министерства государственных имуществ разрешил начальнику лесного института приобрести у этой школы «для Музеума Лесного и Межевского института» коллекцию скелетов животных .
В XIX веке Московское общество открывает земледельческую школу, где в 1842 году открыли музей.
В школе создан кабинет моделей земледельческих орудий и машин, собрание минералов, хлебных семян, растений, строительных материалов и другие.
Музей стал весьма известным. Ученики его любили, а педагоги им гордились, поскольку ранее не было хорошо организованных музеев при школах данной специализации [9, с. 33].
О подъеме и расцвете российского школьного музееведения можно говорить в начале XX века, когда школьный музей получил соответствующие программы, а процесс образования в музее вызвал особый интерес.
В 1910 году был основан Родиноведческий музей с. Атмисс Самарской губернии, известный тем, что он основан при начальной школе и уже имел особое место образовательной системе.
В 1914 году в Царицыно открылся Музей общества по содействию внешкольному обучению. Он в полной мере не был школьным музеем, но привлекал внимание, поскольку уровень организации и высокие цели сыграли особое значение при становлении школьных музеев в дальнейшем.
В 1915–1916 годах в Волчанске Харьковской губернии основали Музей Волчанского общества образования.
В тоже время следует отметить, что музеи школ рассматриваемого периода в значительно меньшей степени, нежели другие, были собранием раритетов.
Исследователь музейного дела Н.А. Хитьков отмечал, что школьный музей это не собрание редкостей, так как в музее школы они лишь желательны, но не являются необходимостью.
Школьный музей - это собрание коллекций, приборов, картин и того, что повседневно применяют в школе в качестве наглядности, а значит программу таких музеев, фонд и запасники должны быть самые обширные и многообразные .
Традиционный школьный музей располагает учебными экспонатами и основан, как правило, коллективом педагогов и учащихся школ.
Позже такой музей получает признание общественности, а деятельность его часто поддерживают силами самой общественности.
Большинство школьных музеев включало нескольких отделов: отдел природы, истории и этнографии родного края и т.д..
Количество экспонатов при этом не зависит от местонахождения музея, а их ценность неоспорима.
Большинство экспонатов, представляющих материальную культуру и быт – подлинные орудия труда, домашняя утварь, одежда коренного населения – приобретают большую ценность с каждым годом. Основная часть экспонатов школьных музеев имеет непосредственное отношение к развитию истории и культуры определенного района, в котором расположен музей.
По оценкам других ученых рассматриваемого периода всякий предмет мог представлять ценность для школьного музея: «камень, валяющийся на дороге... коробочка от спичек... старое гнездо птички, шмеля, нарост на дереве, раковина, пуговица», если скоро он становился объектом пристального наблюдения и средством познания окружающего .
Более того, особую роль при сборе материалов придают связи с регионом – или краеведческая направленность. То есть школьные музеи были непосредственно включены в образовательный процесс с целью осуществления наглядных методов преподавания, знакомство с реальностью с окружающей действительностью.
Практическая работа: самостоятельно найти информацию о первых школьных музеях |