Тема: Краеведческая работа школьно музея
Цель: расширение кругозора, применение краеведческих знаний, умений и навыков в практической деятельности
Группа 2.1 (2 ч) 2-й год обучения-11.11.2021
16.40-18.10
Особенность школьного музея заключается в том, что он как никто другой может стать центром организации краеведческой работы среди учащихся. Школа, как социальный институт, своим главным предназначением обучать и воспитывать располагает к тому, чтобы различные формирования музейного типа (краеведческие уголки, залы, выставки и музеи) по-своему могли бы оживить учебный процесс, приобщить детей к истории малой родины, а значит, и Отечества, привить навыки исследовательской работы.
Следует выделить три главных направления краеведческой работы школы: семья, школа, родной край.
На прошлых занятиях разобрали темы семьи и родного кра. Сегодня у нас -школа
Школа
Каждый человек проходит через школу, которая могла бы стать хранилищем памяти о людях, учившихся в ней. Собранные материалы о школе со временем станут бесценным достоянием ушедшей эпохи. В какой-то степени, школа может выполнять функции архива. Здесь уместно, прежде всего, говорить о создании истории самой школы. И тут никто, кроме учителей и учеников, не составит ее полноценную летопись. В связи с этим рекомендуется собирать следующие материалы:
_ изображения школы в разные годы ее существования (рисунки, фотографии, планы, макеты);
_ свидетельства школьной жизни как процесса (своеобразная летопись образования);
_ атрибуты школьной жизни разного времени (учебники, тетради, дневники, ручки и т. п.);
_ детские сочинения, творческие работы.
Не утратила актуальности такая форма литературного творчества, как литературный альманах (рукописный или набранный на компьютере). В нем могут быть следующие разделы: «День за днем», «Самое - самое», «Из истории нашей школы», «Вести из классов», «Трибуна учителя», «В моей семье», «Прошу слова!», «Смех из-под парты» и т. п. Редактором подобного альманаха может быть самый активный краевед школы, член музейного актива.
Основными методами формирования фонда школьного музея являются экспедиционный сбор материала (экспедиции, походы, экскурсии), а также получение даров.
_ Экспедиционный сбор материала. Краеведческие экспедиции проводятся в ходе исследований по конкретной теме. Постановка и очередность тем, выдвигаемых для изучения (в дальнейшем — для комплектования), должна носить плановый характер и диктоваться краеведческими задачами, требованиями экспозиции и
необходимостью создания систематических коллекций. Экспедиции целесообразно согласовывать с государственными музеями, профильными научными учреждениями. Возможно проведение совместных экспедиций в соответствии с разработанной музееведческой методикой, обеспечивающей необходимую научность поиска, отбор материала, его документирование.
Источники комплектования памятников могут быть самыми разнообразными. Прежде всего, это семейные коллекции, о которых говорилось выше. Кроме этого, следует использовать антикварные и букинистические магазины, чердаки, сараи (с разрешения хозяев), пункты вторичного сырья. Поиск может вестись на промышленных предприятиях, в государственных учреждениях, в творческих союзах.
Школьный музей должен органично вписываться в систему проводимых мероприятий, становиться местом осуществления культурно-исторической идентификации, диалога времён, людей и музейных предметов.
Должно быть выстроено образовательное пространство, содержание которого движется по цепочке «музей – школа – музей».
Музеи являются местом, где результат деятельности школьников перестаёт быть чисто учебным результатом, а становится его личным делом. |