Тема: исполнительское мастерство. Работа с регистрами.
Составляющая нашего голоса это регистры. Одним из важных моментов является умение быстро и грамотно пользоваться приемами их соединения. У кого-то больше развит грудной регистр, у кого-то развит головной, но очень важно понимать, что нужно развивать вокалиста не только в каждом регистре по отдельности, но и использовать упражнения, которые помогут ему легко и быстро соединить их. Это может быть как резкий скачек, так и плавный неслышный переход.
Детям особенно сложно перейти с грудного регистра на головной и наоборот, так как они еще не умеют правильно пользоваться своим голосовым аппаратом, от этого происходит зажим и фальшивость звучания.
Артикуляционные и Дыхательные упражнения
Начать занятие стоит со снятия зажимов. Делаем пару упражнений на артикуляцию и дикцию. Данные упражнения делаются без инструмента
Следить, чтобы ребенок произносил буквы четко.
1.Упражнение СКВЭА СКЬЮЭ.
Произносятся слоги четко и медленно на полной опоре.
СКВЭА. Как только учащиеся начнут четко и свободно произносить слово в медленном темпе понемногу ускоряться. Следить, чтобы губы свободно двигались, не зажимались и не напрягались.
СКЬЮЭ упражнение чуть сложнее предыдущего. В нем чередуется широкие и узкие губы в трубочку. Начинаем с медленного темпа, постепенно переходя к быстрому.
2. Опускаем нижнюю челюсть вниз. Следим за тем, чтобы ребенок не делал резких движений. Здесь главное расслабить челюсть убрать зажим, который встречается чаще всего.
Далее переходим к упражнениям, которые непосредственно связаны с регистрами. Начать рекомендую с грудного регистра.
В грудном регистре может быть звук с воздухом и без воздуха, т. е субтон и звук в натяжении так называемый вокальный нос.
3.Упражнение Отдали Забрали Воздух. Удобно это упражнение показывать руками. Произносим всю фразу на одной ноте в конце делая скачек вверх.
Отдали - произносим слово на субтоне. Делая движения руками вперед как бы отдавая воздух
Забрали - звук собранный натянутый и без воздуха. Руки подтягиваем к себе как бы что то, забирая.
Отдали - произносим слово на субтоне. Делая движения руками вперед как бы отдавая воздух
Воздух - скачек наверх. Звук в твердом небе в народной позиции.
4.Н-Га-н
Упражнение для отработки звучания в грудном регистре.
Главное в этом упражнении следить за тем, чтобы челюсть не двигалась, а всю работу выполнял язык.
Н - это натяжение звука поднятием корня языка. Звук в вокальном носу без воздуха
ГА - опускается корень языка и выходит звук с воздухом - субтон
Н - и снова подтягивается корень языка и звук в натяжении.
Следующие упражнения идут на связку нижнего и верхнего регистра.
5.Самолетик
Опуская низко челюсть, скрипим в нижнем регистре, будто заводим мотор. Прием Штробас.
Плавно переходя из скрипа в голос и плавно соединяя ноты на звук а поднимаемся в головной регистр. Чтобы было легче учащимся понять темп упражнения и смену регистров можно управлять направлением звуков рукой. Штробас - рука внизу, как только нужно переходить в ноты нижнего регистра а потом плавно соединить с верхним рука двигается вверх, показывая что самолет набрал скорость и улетел.
6.Сигнализация. Это упражнение тоже связывает головной и грудной регистр. Закрытым ртом мычим в грудном регистре, потом резко его нужно сменить на мычание в головном. Старайтесь взять самую низкую свою ноту и самую высокую в этих регистрах. Представьте, что гортань как мячик легкая подвижная и прыгает снизу вверх. Рука педагога показывает смену регистров, опускаясь вверх вниз. Начать нужно медленно постепенно увеличивая темп.
7. Моторная лодка - исполняется на одной ноте, а далее, с выходом в головной резонатор. Это упражнение позволяет разогреть связки, не нагружая их. А так же соединить два регистра. Дает ощущение фиксации (звук без воздуха), наработка головного резонатора, подтягивает мышцы лица, живота, подачу вокалиста, не выходит лишний воздух. |